Закон о защите прав потребителей: возврат товара надлежащего качества
Если сумочка не подошла по цвету, а посуда по размеру, многие покупатели оставляют их до лучших времен, надеясь на изменение модных тенденций или обновление интерьера кухни. Аналогичная ситуация происходит и с другими вещами, включая компьютерные аксессуары, сапоги, диванные подушки. Расскажем, как оформить возврат товара надлежащего качества, забрать свои кровные обратно, какие документы нужны и когда магазин не имеет право отказать покупателю.
- 1 Можно ли сдать товар надлежащего качества
- 2 Срок обмена
- 3 Как сдать вещи и получить деньги
- 4 Что нельзя поменять или вернуть
- 5 Замена текстильной продукции и постельного белья
- 6 Можно ли вернуть мебель
- 7 Какие нужны документы
- 8 Когда получишь деньги
- 9 Если отказывают в выплате денег
- 10 Как оформить возврат заказного товара надлежащего качества в интернет-магазин и вернуть деньги
- 11 Что можно вернуть
- 12 Как сообщить об отказе
- 13 Сколько получится забрать обратно
- 14 Сколько ждать
- 15 Что делать в случае отказа
- 16 Если заказ был оформлен через маркет-плейс или агрегаторов
- 17 Можно ли отправить вещи в иностранный интернет-магазин обратно
- 18 Общие правила
- 19 Порядок действий в случае возвращения уцененного товара
Можно ли сдать товар надлежащего качества
Правила возврата или обмена любых вещей описаны в законе «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП). Так, если покупки были сделаны в супермаркете, торговом центре или на рынке, купленные вещи можно обменять на аналогичные.
Прямого указания на возможность аннулирования сделки и выплату средств в законе нет. Исключение – если продавец не может предложить варианты замены с учетом пожеланий покупателя.
Срок обмена
Если товар куплен в обычном отделе, поменять его на аналогичный можно в течение 14 дней. Если последний день попал на официальный праздничный день или оказался выходным, срок переносится на первый рабочий день.
Как сдать вещи и получить деньги
Чтобы получить возможность сдать вещи и забрать деньги, можно воспользоваться правом на возврат из-за невозможности обменять вещи на аналогичные в виду их отсутствия. При этом причиной возврата следует указать:
- ошибку в размере;
- нужна друга расцветка, комплектация;
- вещь не подошла по фасону.
Полный перечень возможных оснований для замены указан в статье 25 ЗПП. Нельзя ссылаться на прошлогоднюю коллекцию, несоответствие цветовой гаммы купленной сумочки и пальто. Конкретика в данном случае может стать причиной отказа в обмене. Всевозможные экспертизы не требуются.
Если в магазине не оказалось аналогичных кроссовок, рубашки, перчаток нужного цвета или размера, можно написать заявление на возврат денег за товар. Компания примет его, если:
- Вщи не были использованы;
- Фабричные этикетки, пломбы на месте;
- Есть кассовый, товарный чек или другие виды доказательств приобретения в конкретном отделе.
Что нельзя поменять или вернуть
Перечень непродовольственных товаров, которые нельзя вернуть или обменять, указан в соответствующем Постановлении Правительства №55 от 19.01.1998.
При обращении в магазин будет отказано в замене зубных щеток, расчесок, лекарственных препаратов, косметических средствах, декоративной косметики, одноразовой и многоразовой пластиковой посуды, украшений из драгоценных металлов, нижнего белья, бытовой химии, автомобиля, растения, животных.
Самая сложная категория – бытовая техника. Не получится сдать электрочайник, пылесос, смартфон, планшет, монитор, стиральную машину, хлебопечь и другие электрические приборы, которые относятся к сложной бытовой технике. Однако и в этой группе есть исключения, например, эхолоты, металлоискатели, сложное и дорогое строительное оборудование, которое не относится к разряду бытовых. В подобных ситуациях за разъяснением можно обратиться к юристам или изучить судебную практику.
Замена текстильной продукции и постельного белья
Обмену не подлежат ткани, тесьма, бейка и т. д., которые продаются по метражу. Нельзя поменять и комплект постельного белья или пододеяльник, наволочку, простыню, продаваемые поштучно. А вот забрать деньги и сдать одеяло, покрывало и подушки можно. Эти изделия относятся к категории постельных принадлежностей, а не белья.
Можно ли вернуть мебель
Можно, если она продана не гарнитуром или комплектом, а поштучно. Например, кухонный гарнитур сдать обратно нельзя. Исключение – все шкафы и модули куплены по отдельности, например, в «Леруа Мерлен». Если на витрине стоит гарнитур, комплектацию которого можно подобрать самостоятельно, в чеке напольные, навесные шкафы будут указаны отдельными строками.
В качестве дополнительного подтверждения перед приобретением можно сделать фотографии с ценниками. Такие доказательства пригодятся при обращении в суд или Роспотребнадзор, если организация откажется забрать изделия и выдать их стоимость.
Какие нужны документы
Для оформления заявки и получения оплаты потребуются:
Когда получишь деньги
Стоимость вещей можно забрать наличными или перечислением на карту. Способ получения зависит от способа оплаты, изменить его по просьбе нельзя. Исключение – если на момент аннулирования сделки у банковской карты истек срок действия. В этом случае оформить возврат денежных средств можно наличными в кассе.
Если отказывают в выплате денег
В подобной ситуации можно:
- написать претензию на возврат денежных средств на имя директора;
- отправить жалобу в Роспотребнадзор;
- обратиться в суд.
Передать заявление на выплату средств, жалобу можно лично или отправив заказное письмо по юридическому адресу предприятия. Уточнить его можно в уголке потребителя или на сайте налоговой службы. Для этого нужен ИНН компании, который обычно указан в чеке.
Как оформить возврат заказного товара надлежащего качества в интернет-магазин и вернуть деньги
Для клиентов интернет-магазинов действуют самые лояльные условия возврата и обмена. Отказаться от заказа можно:
- до момента его получения, даже если он был передан для доставки в курьерскую службу;
- в течение 7 дней с момента получения, если клиент был ознакомлен с правилами приобретения;
- в течение 90 дней, если при оформлении заказа покупателю не было предложено ознакомиться с правилами 7дней. Некоторые интернет-магазины вкладывают памятку в посылку.ьЕсли ее в упаковке не оказалось, срок возврата автоматически продлевается до 3 месяцев.
Доказать отсутствие предупреждения о сроках принятия претензий и заявлений при заказе на сайте можно с помощью скриншотов каждого этапа оформления: от выбора до оплаты.
Дополнительно рекомендуется сделать распечатку содержимого страниц «Оплата и доставка», «Правила обмена».
Что можно вернуть
В отличие от оффлайн-покупок, в интернет-магазин можно сдать все, включая нижнее белье, чулочно-носочные изделия, обувь, бытовую технику, ювелирные украшения.
Перечень «невозвратных» вещей для дистанционной торговли не действует. Исключение – бывшие в употреблении изделия, купленные у физических лиц на досках объявлений и форумах. На такие сделки правила не распространяются.
Как сообщить об отказе
Способ оповещения зависит места нахождения посылки:
• Если заказ находится на стадии упаковки или у курьера, нужно позвонить по телефону продавца и сообщить об отказе.
• После получения груза придется вызвать курьера или посетить почтовое отделение и оплатить услуги доставки. Адреса для отправки посылок, образцы заявки и акта обычно можно найти на страницах сайта.
Сколько получится забрать обратно
Покупатель должен получить потраченные средства в полном размере за вычетом стоимости доставки и расходов организации на упаковку. Стоимость курьерских или почтовых услуг за отправку груза в интернет-магазин не компенсируется.
Если на страницах компания предупреждает о наличии комиссии или удерживаемом проценте стоимости заказа за аннулирование заказа, он нарушает права потребителей. В подобных ситуациях можно сразу жаловаться в Роспотребнадзор.
Сколько ждать
С момента передачи заявления можно начинать отсчитывать 10 дней. Именно в этот срок владелец интернет-магазина должен выплатить стоимость покупок:
- переводом на банковскую карту;
- почтовым переводом;
- наличными.
Способ выплаты согласовывается с получателем.
Что делать в случае отказа
Если компания отказывается выплачивать стоимость покупок и получать обратно посылку, можно отправить жалобу на имя Роспотребнадзора.
Если заказ был оформлен через маркет-плейс или агрегаторов
К подобным интернет-площадкам относятся Яндекс.Маркет, Алиэкспресс, Ebay, «Беру.ру». У каждой из площадок свои правила обслуживания.
Со своей стороны они могут контролировать добросовестность магазина, разбирать споры, а в исключительных случаях удерживать из вознаграждения продавца сумму для выплаты клиенту. Но оформлять претензию и требовать выплату стоимости покупок придется именно с компании, которая продала изделия. Администрация агрегатора может только помочь достичь договоренностей.
Можно ли отправить вещи в иностранный интернет-магазин обратно
При наличии свободного времени – можно.
В первую очередь придется изучить правила, которые указаны на каждом сайте. Некоторые изделия обратно зарубежная компания может не принимать, или отказ должен быть оформлен в течение более короткого срока: 3-5 дней.
Опротестовать эти правила не получится, в остальном же стандарты дистанционной торговли совпадают для многих стран.
Подать в российский суд на компанию согласно ГК РФ можно при выполнении одного или нескольких следующих условий:
- доменное имя зарегистрировано в зонах *.рф, *.ru;
- предусмотрена оплата российскими банковскими картами или платежными системами, которые обслуживают граждан России;
- можно выбрать прямую доставку в регионы РФ без помощи посредников;
- на страницах присутствует реклама и описания на русском языке.
Обычно оформление отказа похоже на процесс с российскими магазинами: составляется заявление, отправляется посылка, оплачиваются услуги доставки.
Общие правила
Независимо от места и способа приобретения, ускорить процесс можно, сохранив:
Порядок действий в случае возвращения уцененного товара
Наличие скидки в рамках проводимой акции или уценки из-за небольших дефектов (царапин, небольшого производственного брака) не исключает возможность отказа от покупки с последующей выплатой потраченных средств. Такие вещи можно заменить на общих основаниях, предусмотренных ЗПП: если не подошли по фасону, цвету, размеру.
Исключение – бытовая техника, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, растения и другие предметы, входящие в закрытый перечень «невозвратных» изделий. Выплаты производятся в полном размере наличными средствами или перечислением на карточный счет в зависимости от способа оплаты.
Можно ли отнести к лекарственным средствам для диагностирования и организации лечения организма вет.препарат Энроксил? Купили на Кормобазе для лечения собаки, но дозировка оказалась не та, применим только для КРС. Хотели вернуть — не принимают, сказали нужно было обращаться в день покупки. При этом организация не имеет лицензии на данный вид деятельности.